Цветы Античности

Это было самое разноцветное время. Интерьер включал расписные стены и фрески. В римской Помпее стены были разрисованы в темно-зеленый, черный, золотой и богатый помпейский красный цвета. Полы щедро украшались живописной и геометрической черно-белого цвета мозаикой.

Цветы ярких разнообразных окрасок смешивались вместе. "…Венки из цветков фиалки, смешанных с шафраном, и желтые гирлянды. Сочетающиеся с малиновыми розами". (Вергилий, 70-19 г. до н.э)

Но разноцветные краски стерлись быстротекущим временем, а соразмерность и гармония формы оказались более долговечными. Отсюда в нашем представлении сегодня античная архитектура и скульптура ассоциируют с классическими пропорциями объемов, не имеющих другого цвета, кроме белого и его оттенков. Мы ошибочно принимаем монохромность Античности а соблюдение меры в цвете, забывая наполнить это время цветами яркими, которыми была полна жизни античного человека.

Стили греческой и римской культур сходны, как и их цветочная аранжировка, но римская более тяжелая, более тщательная и более разукрашенная, особенно в период упадка Римской империи. Тем не менее мы по-прежнему говорим о классической простоте этих эпох, которые никто не превзошел в их использовании прекрасных пропорций, совершенного баланса и общей гармонии дизайна.

Греки были философами и ценили красоту во всех ее проявлениях. Они использовали растительный материал для воздания почестей богам и героям, а также для создания атмосферы отдыха и расслабления в своих садах внутренних двориков. Римляне были более практичными людьми и великими садовниками, которые совершенствовали искусство садоводства.

Античная флористическая культура подарила нам наряду с венками и гирляндами, корзинки и рога изобилия, жезл Бахуса - тирсу, послуживший прообразом современного букета-скипетра, а также обычай разбрасывания цветов из корзин и шарфов.

Символика цветов античности

Цветы, фрукты и листья были частью обрядов. Так как подносились богам, чтобы умиротворить или понравиться им. Попросить покровительства и благословения.

С наиболее важными богами ассоциировали растения, например: Зевс(Юпитер) - дуб; Аполлон (Феб) - лавр; Афина (Минерва) - маслина; Афродита (Венера) - мирт; Дионис (Бахус) - плющ и виноград; Деметра (Церера) - мак.

Венок был символом вечности и возрождения. Но не только форма венка, но и сами растения, из которых он сплетался , были символичны.

Розами набивали матрасы и подушки, в связи с этим вошло в практику выражение, бытующее до сих пор - "постель из роз".

Афины называли "коронованным фиалкой" городом.

Любовные стихи были полны символических упоминаний растений, которые использовались в венках возлюбленных.

Флористика средневековья.

Столетия, последовавшие за упадком и распадом римской империи, были неспокойным временем. Орды варваров распространяли страх и ужас, наполняя Европу нищими и грабителями. Однако это не единственная причина отхода от флористических традиций и обычаев. Важнее была роль церкви, которая пыталась освободиться от всяких воспоминаний о венках и гирляндах Античности. Языческие культуры были еще живы, а церковь для укрепления своего авторитета запретила всякие знаки идолопоклонения. Христиане вынуждены были отказаться от цветов не только во время религиозных обрядов, но и в обыденной жизни. Дароприношение цветами напоминало о цветочных ритуалах жертвоприношений, а поэтому цветы как бы затрагивали эти воспоминания, т.е. были "нечистыми". Запрет распространялся даже на срывание диких цветов. Людям внушалось осознание собственной виновности, если они бросали любящий взгляд на цветы.

Это было парадоксально для самой церкви, которая в последующие времена сама стала выступать ангелом-хранителем цветов. В средние века монастыри занимались искусством садового строительства. Для обеспечения братии продуктами питания и врачевания монахи высаживали овощи, травы, а также цветы, разведение которых считалось приемлемым при наличии их полезности: ноготки, мальва, нигелла и лилия.

Постепенно цветы стали считаться подарком Бога, поэтому радоваться их красоте можно было, не впадая в грех. Некоторые цветы вновь вернулись на алтарь, теперь уже христианской церкви. Их использовали чисто в декоративном значении как алтарные украшения. Но ни в коем случае не придавали им литургического значения. Это объяснялось тем, что, хотя на переднем плане стояло представление о цветах как о полезных растениях, которые лечат и питают, все же многие цветы с давних времен были связаны с колдовством и чародейством. Поэтому они должны были еще освободиться от теней ведьм и колдунов и стать под покровительство церкви.

Со времен первых крестовых походов цветочные украшения приобрели значение за пределами монастырских стен. Дамы встречали своих рыцарей в домах. Украшенных гирляндами, рассыпали лепестки цветов в их честь на улице. Придворные платья часто были либо белые с золотыми цветами, либо фиолетовые с многочисленными маленькими серебряными цветами. В конце ХШ столетия появляется даже "розовый роман", в котором цветы символизируют любовь и желание. Поэт отправился на отчаянные поиски , чтобы их достигнуть и сорвать.

В это время все флористические обычаи, религиозные или светские, вращались вокруг розы, самого любимого и самого многозначительного цветка Средневековья. Она была "нагружена" символами, ее изображали стилизовано в камне, на стекле, например, в качестве круглого окна - оконной розой - она украшала готические соборы. Важная роль розы в готике знаменует начало флористической реставрации, специфические обычаи и традиции которой будут существовать вплоть до Ренессанса. Одним из лучших примеров этого является мода на "цветочные шляпы" . Соревноваться с ними по популярности могли только "рассыпанные цветы" и " цветочные ковры".

Источник: www.floral-note.ru/

РР°РРµСС